Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.
Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой.
Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, не предполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».
Стыд, возможно, одна из самых первых «эпидермических реакций» человеческого организма. Совесть – это уже после, как отвердевший в нравственных понятиях стыд. А может быть, и наоборот: стыд – это мгновенный удар совести, немедленно обнаруженное несоответствие самому сокровенному в себе.
В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.
Можно сказать, что совесть всегда выступает как особого рода внимательность, как осторожное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию?
Лев Толстой утверждал: «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой». А если всерьез задуматься над этой мыслью. Как часто мы слышим, что кому-то стыдно за свою команду, которая проиграла, кому-то стыдно за своих коллег, которые недостойно вышли из какого-то положения. Однако «Мне стыдно за себя» - вот этого практически нигде не увидишь, не прочтешь и не услышишь.
Конечно, все-таки лучше стыдиться за команду, чем не стыдиться вовсе. Но не происходит ли здесь такой подмены - то есть, вроде бы я сам относительно себя спокоен, потому что чувство стыда я время от времени испытываю, значит, все-таки у меня как-то там душа шевелится и работает, но в то же время и не за себя…
Ведь стыд перед самим собой, как мне кажется, - чувство самое мучительное, которое переживается очень тяжело, с желанием провалиться сквозь землю, сгореть, говорят, со стыда. И даже когда мы вспоминаем ситуацию всего лишь неловкую, то есть не какую-то очень значимую в этическом плане, - возникает желание погудеть сквозь зубы, помотать головой и как бы стряхнуть это неприятное ощущение. Как я говорила ранее, стыд сориентирован на мнение других людей, но ведь бывают же ситуации, когда никто о них не знает, а нам стыдно, стыдно за самих себя. Ну, например, выкурил ты сигарету и выбросил окурок на тротуар... Мелочь? Конечно, мелочь...А, если, допустим, так чтобы никто не заметил, под столом вытереть жирные руки о скатерть? Ну, не было на столе салфетки. Ведь, не об самого себя руки вытирать? Никто ведь ничего не заметил... Значит, не перед кем стыдиться...Но те как то вдруг становится не по себе, как то неловко, и ты начинаешь думать, что можно было бы и поискать урну….Так что осознаем мы этого или нет, но стыд перед самим собой, как мне кажется, это неотъемлемая часть нашей жизни, ну конечно же, если это понятие для нас вообще существует.