Эмпиризм (от греч. - опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв.
К представителям эмпиризма следует отнести: стоиков, скептиков, Роджера Бэкона, Галилея, Кампанеллу, Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли, Юма, Кондильяка, Конта, Джемса Милля, Джона Милля, Бэна, Герберта Спенсера, Дюринга, Ибервега, Геринга и многих других.
Если рассматривать эмпиризм в рамках основных его приверженцев (Р. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), то все они были явными приверженцами материализма, решительно отвергали теологическую схоластическую философию, в познании ведущую роль отводили опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм, большое внимание уделяли социально-политическим проблемам (эмпирики не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).
В результате эмпирического учения было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы.