Дуализм Декарта проявляется прежде всего в том, что произошло освобождение живого тела от души. При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться»душа только мыслить. Принцип работы тела - рефлекс. Принцип работы души - рефлексия (от лат. «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи.
Декарт создал и новую форму дуализма. Оба члена - и тело и душа - приобрели содержание, неведомое прежним исследователям.
Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется, или перемещается, в этом пространстве. Это существенные свойства материи. Все другие ее свойства вторичны. Подобно этому, сущностью разума является мышление, а не протяжение, поэтому разум и материя совершенно различны. Следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной.
Попытки опровергнуть дуализм Декарта предприняла когорта великих мыслителей ХVII века. Их поиски были направлены на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания.
Монизм в отличие от дуализма принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм (Гоббс) характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. Существовал также и пантеистический монизм Спинозы, согласно которому сознание и материя суть явления лежащей в их основе единой субстанции.