В истории науки научные картины мира не оставались неизменными, а сменяли друг друга, таким образом, можно говорить об эволюции научных картин мира. Наиболее наглядной представляется эволюция физических картин мира: натурфилософской – до 16-17 вв., механистической – до второй половины 19 в., термодинамической (в рамках механистической теории) в 19 в, релятивистской и квантово-механической в 20-м веке.
Механическая картина мира складывалась под влиянием материалистических представлений о материи и формах ее существования. Само становление механической картины справедливо связывают с именем Галилео Галилея, впервые применившего для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и последующей математической обработкой результатов. Важнейшими принципами МКМ являются: принцип относительности, принцип дальнодействия, принцип причинности.
На механической картине мира построены учения Коперника, Клавдия Птолемея ,И. Ньютона, классическая механика которого считается ядром механической картины мира.
Вещественная картина мира существовала в античности. Античное мировоззрение всегда и всюду выдвигает на первый план именно вещи в их непосредственной данности, именно тела в их стихийном и естественном взаимопорождении. Атомы Демокрита в этом смысле были некоторого рода вещички, миниатюрные фигурки и статуэтки. Здесь особенно подчеркивается видимость и осязаемость атомов, их пластическая фигурность и статуарность. В рамках механической картины мира сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности: материя – вещественная инстанция, состоящая из атомов или корпускул; атомы абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, обладают массой. Случайность исключается из картины мира.