В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Законы диалектики выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления.
1 закон: Закон единства и борьбы противоположностей: единство и борьба противоположностей являются причинами развития. Рассмотрим действие данного закона на конкретном примере. Итак, возьмем какой-нибудь процесс. Скажем, червяк грызет яблоко."Червяк грызет яблоко. При этом дыра увеличивается, процесс развивается вглубь. Яблоко и червяк противоположны: ужасный хищник и его жертва. Мы видим борьбу между жиреющим червяком и истощением плоти яблока. Однако видим и несомненное единство: жующий червяк в яблоке, а пережеванное яблоко в червяке. Единственная причина того, что процесс роста дыры развивается - это единство и борьба яблока и червяка. В самом деле: где еще увидишь грызущего яблоко червя без самого яблока (тезис), без червя (антитезис) и акта прогрыза (синтез)?"
2 закон: Закон перехода количества в качество. С понятием "количества" все довольно просто: все физические законы выражаются количественно. Понятие "качества" значительно более размыто. Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть. Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный скачок.
3 закон: Закон диалектики - отрицания отрицания - при развитии новый этап отрицает старый, а затем отрицается новый и происходит возврат к старому, но на новом уровне.
Приведем пример. Человек ударяет молотком по гвоздю (этап 1). Промахивается и попадает по пальцу (этап 2). Ругается и ударяет по гвоздю осторожнее (этап 3). Формулируем этот простой текст "диалектически": "Развитие гвоздобития происходит по спирали. Мы видим этап нанесения удара, разрушения и насилия над гвоздем. Насилие возвращается к человеку, который был его источником. Отрицает его, привнося боль бьющему. Тяжкий травматический опыт становится источником нового отрицания: мы видим, как повторяется этап нанесения удара, но на качественно новом уровне: с гораздо большей осторожностью."