Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том,что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон.
Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде,питье, продолжении рода, безопасности.
С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание обокружающей среде посредством общения с другими людьми
Двойственная природа человека наложила отпечаток на понятия,которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понятьчеловеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого общества с разных точекзрения, причем используем при этом различные понятия.
Наиболее часто встречается понятие индивид. Употребляя это понятие, следует помнить, что мыпросто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества человека приэтом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может бытьлюбой человек.
Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следуетпомнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркиваетспецифические черты человека, которые отличают его от других людей. Например,словосочетание «яркая индивидуальность» говорит нам о наличии значительногочисла специфических качеств.
Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформироватьтолько в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостностьсоциальных свойств человека, продукт общественного развития и включенияиндивида в систему общественных отношений. Следовательно, в любом обществеличность может рассматриваться только с точки зрения вхождения человека всоциальные структуры и социальные общности.
Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности - общении,деятельности, познании. В этом варианте понимания субъекта подчеркиваются триаспекта и три качества деятельности:
- деятельность является реальной, и еепродукция, как правило отчуждается от человека;
- человек самсозидает условия своей деятельности;
- психическаясоставляющая реальной деятельности имеет структуру, включающую цели, мотивы,направленность личности.
Выделим следующие психологические теории личности:
- Психоанализ.З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивноеядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная частьличности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральнаясторона личности).
- Индивидуальнаяпсихология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственнойнеполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство(или стремление к власти).
- Аналитическаяпсихология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (всето, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное икомплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которыхзаключен весь опыт человечества).
- Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особоезначение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своемразвитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальныеи культурные факторы.
- Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл,Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами,сохраняющимися со временем в различных ситуациях.
- Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результатвзаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды.
- Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер.Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды
- Когнитивнаяпсихология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), системакоторых образует личность.
- Гуманистическая психология. А. Маслоу: личностьопределяется через иерархию потребностей.
- Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрениясубъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживанийчеловека, это и есть личность. Центральное место занимает Я - концепция.